ВЯЗКА АРМАТУРЫ

Вязка арматуры – это сложный и кропотливый процесс, без которого не обходится ни одно монолитное строительство. Вязка арматуры является неотъемлемой частью при устройстве фундамента, возведении монолитных стен, перекрытий…

Существует три основных способы вязки арматуры, которые широко распространены при монтаже различных сеток, каркасов, с дальнейшим применением при армировании несущих конструкций с помощью:

  • проволоки;
  • сварки;
  • нахлёста.

Для выполнения этих работ применяется арматура различного диаметра.

На первый взгляд кажется, что сварка арматуры – это самый простой и эффективный способ вязки арматуры. Однако эта технология имеет много недостатков:

  • при сварном соединении существенно меняется состав стали, что призводит к появлению слабых мест в стержнях арматуры;
  • срок выполнения;
  • обязательное наличие квалифицированного сварщика;
  • во время проведения уплотнения бетона с помощью строительных вибраторов существует вероятность нарушения сварных соединений.

По мнению многих экспертов после проведения сварочных работ арматура теряет около 15 % своей способности, в связи с чем появляется вывод – необходимо применение арматуры большего диаметра, но это тянет за собой дополнительные затраты.

Относительно вязки можно сказать, что это простой, довольно быстрый метод крепления арматуры, который не требует особых навыков, этот способ очень часто встречается на практике в монолитном строительстве.

Вязаная арматура выполняет ту же функцию, что и сваренная арматура. При выполнении данного процесса является необходимое условие – чтобы при заливке бетоном каркаса, арматурные стержни не меняли свою форму и положение. Прочность изделия обеспечивается за счёт целостности конструкции заполненной бетоном.

Для выполнения работ по вязке арматуры понадобится:

  • вязальная проволока примерно миллиметрового диаметра;
  • пассатижи;
  • кусачки;
  • специальный крючок.

Проволока – это один из самых важных элементов необходимых для проведения вязальных работ, от качества проволоки зависит качество выполняемого узла. Для вязки, как правило, применяется обожжённая проволока круглого сечения. Отличием обожжённой проволоки от обычной является то, что она хорошо гнётся, плотно прилегает к поверхности, к недостаткам обычной относятся: ломкость, обрывочность узлов, необходимость в применении больших усилий для гнутья.

Крючок – служит для механического крепления (вязки арматуры).

Для создания защитного слоя между арматурой и опалубкой применяют пластиковые фиксаторы – бобышки, без которых арматура может касаться краёв опалубки, а после заливки будет выглядывать из бетона и поддаваться коррозии, терять свою прочность и разрушать конструкцию.

Последовательность действий при вязке арматуры с применением проволоки:

  • отрезать кусок проволоки (кусачками);
  • согнуть его пополам;
  • обогнуть проволоку вокруг соединения арматуры по диагонали;
  • одеть крючок в петлю;
  • завести в крюк свободные концы проволоки;
  • для достижения надёжности соединения проворачивать крючок по часовой стрелке.




Рис. Вязка арматуры своими руками.

На горизонтальных поверхностях, где нет необходимости залезать в труднодоступные места можно использовать пистолет, с помощью которого увеличивается скорость проведения работы. К недостаткам можно отнести быстрый разряд батареи и большой расход проволоки. Иногда вместо электро пистолета на практике можно увидеть, как строители с помощью шуруповёртов вяжут арматуру.

                        

Обычный крючок    Винтовой крючок

                      

Электропистолет    Бобышка

В большинстве случаев вязку делают самодельным крючком, который изготавливают из рифлёной арматуры, а в ручку монтируют подшипник, с помощью которого облегчают вращение.

Скорость вязки в значительной мере зависит от конструкции: арку с согнутыми элементами значительно дольше вязать, нежели перекрытие, ну и конечно же от навыков мастера.

Что касается расхода проволоки, то его определить весьма сложно, хотя проектанты утверждают, что для одного узла необходимо 20 см, но при вязке пистолетом расход будет большим, так же следует учесть, что многие узлы придётся перевязывать, а это дополнительный расход проволоки.

Перед началом вязки проводят внимательный осмотр арматуры, с помощью металлической щётки удаляют с прутьев грязь, если нужно рихтуют тяжёлым молотком. Также желательно её погрунтовать при помощи сурика, это обеспечить защиту арматуры от коррозии, и придаст лучшие адгезионные свойства. Диаметр арматуры, как правило, рассчитывают проектанты. Он зависит от планируемой нагрузки на сооружение.